Rambler's Top100  
 
 
Айкидо Есинкан Дзю-Дзюцу Ешинкан Айкибудо Айкидо Есинкан Ки-Айкидо Ешинкан Тайбо Есинкан Айкидо
 

ГОДЗО ШИОДА

Годзо Шиода, 6KbОдним из выдающихся учеников Морихэя Уэсибы был Годзо Шиода, усилия которого в большой степени обеспечили ту популярность, которую Айкидо в целом испытывает со времён Второй Мировой Войны. Второй сын известного врача, Сейчи Шиода (Seiichi Shioda), Годзо родился в Токио 9-го сентября 1915 года. Он был маленьким, болезненным ребенком, и свое выживание сам Годзо приписывал в основном врачебному таланту своего отца. Молодой Годзо имел возможность получить привилегированное воспитание под строгим вниманием отца, человека исключительно сильной воли.

Его первая встреча с Морихеем Уэсиба, основателем Айкидо, произошла следующим образом. Господин Мунетака Абэ, начальник средней школы, которую посещал Годзо, был весьма впечатлён выдающимся складом ума и отношением к жизни молодой женщины, мисс Такако Кунигоси, которая убиралась в храме по соседству каждое утро. Будучи спрошенной об источнике такого достойного подражания поведения, она сослалась на своего учителя "айкидзюдзюцу", и пригласила господина Абэ понаблюдать за тренировкой. Исключительно впечатлённый тем, что он увидел в соседнем додзё Уэсибы, господин Абэ настоятельно советовал отцу Годзо записать туда сына. 23 мая 1932 года 17-летний Шиода появился в додзё Уэсибы, с тем, чтобы посмотреть на демонстрационное занятие. Имевший к тому времени прочные навыки в кендо и дзюдо, самоуверенный молодой Шиода скептически отнесся к демонстрируемым точным, контролируемым техникам. Почувствовав, что молодой человек нисколько не впечатлён, Уэсиба пригласил его атаковать, и, не успев моргнуть глазом, Шиода обнаружил себя на спине, потирающим затылок после безуспешной попытки нанести удар ногой.

В Айкидо, "что почувствовал, в то и поверил" - и молодой Шиода немедленно решил вступить в ряды учеников. Поскольку в то время для этого требовалось два поручителя, господин Абэ и его отец стали его рекомендателями. В это время в додзё Уэсибы было около 20-ти учи-деши, и они следовали суровому расписанию занятий, начинавшихся в 5 утра и заканчивавшихся с 9 вечера. Для молодого Шиоды это было весьма стимулирующим опытом - стать частью додзё, в котором так много талантливых молодых мастеров боевых искусств занимались одновременно, и где представители высших социальных кругов появлялись с завидной регулярностью. Во время нахождения в додзё, Шиода практиковал gyojuzaga (термин дзен, означающий 4 основных поведения - ходить, стоять (останавливаться), сидеть, лежать - символизирующих повседневную жизнь), изучал ежедневное поведение Уэсибы-Сенсея. Он проводил все свое время с Уэсибой, прилежно изучая искусство Айкидо (тогда ещё известное как Айки-Будо).

На этом этапе своей карьеры Морихэй Уэсиба был чрезвычайно активен, и преподавал не только в своём додзё Кобукан, в Синдзюку (Токио), но также в военном институте Накано, в школе военной полиции и в армейской школе Тояма. Вследствие этого, ему не требовалось привлекать учеников из рядов публики, и в Кобукане все внимание концентрировалось на обучении развитии учи-деши. С технической точки зрения, "Айки Будо" Уэсибы в этот момент находилось в переходной фазе, и было где-то посередине между Дайто-рю айкидзюцу и современным Айкидо. В результате, техники были гораздо более многочисленны, с виду прямолинейны и применялись с большой энергичностью. Кроме того, все еще использовались многочисленные сложные техники контролей (osae-waza).

Годзо Шиода в это время был ещё учеником средней школы, и поначалу посещал только утренние занятия, для чего ему приходилось вставать в 4 часа утра. Позже, под давлением отца, который настаивал на определении курса дальнейшей жизни сына, Годзо выбрал наполненное приключениями участие в "реконструкции" Монголии. В качестве части подготовки к предстоящей напряжённой жизни, он решил уйти из школы на 2 года и полностью посвятить себя изучению айкидо. Впоследствии, он продолжал практиковать Айкидо, будучи студентом университета Такусеку, и вплоть до отъезда на военную службу в марте 1941 года.

Большую часть военных лет Шиода провел в Китае, начав как секретарь генерала Сюнроку Хата в Пекине, и имел не одну близкую встречу со смертью. Автобиография Шиоды покрывает этот период и является увлекательнейшим чтением. Примерно в районе сентября 1946 года, через несколько месяцев после увольнения из имперской армии, Шиода провел несколько недель интенсивных тренировок, перемежающихся с сельскохозяйственными работами, в доме Уэсибы, который удалился в Иваму, в префектуре Ибараги, в ранние дни войны. Будучи ещё молодым человеком, учитель которого в это время, казалось, отошёл от дел, Шиода затем вернулся в Токио, и как множество молодых людей того времени, стал пытаться свести концы с концами в охваченной бедностью Японии.

По удачному стечению обстоятельств, в 1950-м году, после "Красных чисток", Шиоду попросили организовать охрану предприятий стальной компании Nihon Kokan в городе Цуруми (Tsurumi). Для этого он собрал 55 сильнейших членов дзюдо-, кендо- и сумо-клубов своей альма-матер, университета Такусеку. В результате, он стал преподавать Айкидо на территории разных фабрик компании, начиная с 1952. В ранних 1950-х он также давал многочисленные показательные выступления в полицейских участках.

Важным событием оказались крупная демонстрация Айкидо в 1954-м году, организованная Ассоциацией Продления Жизни (Life Extension Association), которую посетило свыше 15 тысяч человек. Выступление Шиоды получило наилучший приём зрителей, и мало-помалу зарождающаяся организация Yoshinkan Aikido стала получать известность. Примерно в то же время деятельность Шиоды стала известна разнообразным деятелям делового мира. В частности, господин Кудо, возглавлявший банк Томин, пришел на помощь Yoshinkan и профинансировал строительство додзё. Расположенное в Tsukudo Hachiman додзё открылось для публики в 1955-м году. С этого скромного начинания, Yoshinkan Aikido распространилось по всей Японии и затем за рубежом, в основном в Соединенных Штатах и Европе. В настоящее время это вторая по величине организация Айкидо, с сотнями аффилированных додзё по всему миру.

В этом месте необходимо сделать небольшое уточнение. Момент отделения Yoshinkan Aikido от Aikikai Aikido мало известен и понимаем. Когда Шиода начал активную деятельность в Айкидо в послевоенные годы, Морихей Уэсиба был все ещё в Иваме, и занятия в Айкикай додзё были нерегулярными и малопосещаемыми. Несколько семей, потерявших кров в результате бомбёжек Токио, просто-напросто жили в додзё, а в какой-то момент додзё использовали как танцзал!

Именно на этом фоне Шиода достиг нескольких ранних успехов, и Ёшинкан стал уверенно расти. Несколько позже, Айкикай стал постепенно возрождаться, под руководством сына Уэсибы Киссемару, да и сам основатель стал проводить все больше и больше времени в Токио. Таким образом, несмотря на существенные различия в подходах к Айкидо, никогда не было формального раскола между этими двумя организациями. Две группы просто развивались параллельно, поддерживая тёплые дружеские отношения. Вплоть до смерти Шиоды, он и Киссемару Уэсиба регулярно наносили друг другу официальные визиты и присутствовали на мероприятиях друг друга.

Шиода обучался у Уэсибы, когда тот был на пике своих энергичных 50-ти лет. Поэтому техники, которые он изучал, существенно отличались от тех, что основатель преподавал в послевоенные годы. Поэтому неудивительно, что техники Ёшинкан
легко отличимы от тех, что практикуются в системе Айкикай под руководством Киссемару Уэсиба, второго Айкидо Досю. Дискуссии о том, когда именно техники основателя, Морихея Уэсибы, были в наивысшей точке - до или после войны - продолжаются бесконечно, и если и может быть достигнуто какое-то заключение, оно, конечно, будет субъективным. Вне зависимости от личной точки зрения по этому вопросу, многие согласятся с мнением самого Годзо Шиоды, высказанного им в интервью "Айки Ньюс" несколько лет назад: "Сегодняшнее Айкидо совершенно безразмерно. Оно выдолблено, пустое внутри. Люди пытаются достичь высших уровней, даже не платя членские взносы. Вот почему все это так похоже на танцы в наши дни. Вы должны сначала освоить самые азы как следует, всем телом, и только затем продолжить развиваться к уровням выше. Мы же видим сплошное копирование или имитацию, без малейшей попытки ухватить суть...."

В 1989-м году, с помощью доктора Фреда Хейнса (Dr.Fred Haynes), Жака Пайе (Jacques Payet), Марка Бейкера (Mark Baker), Чиба Сенсея (Chiba Sensei), Шиода Ясушиса Сенсея (Shioda Yasushisa Sensei) и Накано Сенсея (Nakano Sensei), Шиода начал работу над созданием Международной Ассоциацией Ёшинкан Айкидо (International Yoshinkan Aikido Federation (IYAF)). В такой федерации была непосредственная необходимость, так как иерархическая структура Ёшинкан в каждой стране вызывала застой. Через создание федерации, Хонбу додзё могло назначать инструкторов напрямую. Эти инструктора имели бы прямую связь с Хонбу додзё, укрепляя индивидуальные связи и высвобождая передачу информации.

К 1990-му году федерация была полностью создана. Господин Куранари, министр иностранных дел Японии, стал президентом федерации. В июне 1990-го года, встреча руководящего комитета федерации была проведена в Канаде. Инструктора наивысших данов из разных стран были участниками этой встречи. Она послужила форумом, где все могли собраться вместе, обменяться идеями и выработать общую философию федерации под руководством Шиоды. Было решено назначить первый год работы временем анализа необходимостей и сбора отзывов. С помощью этого процесса был создан устав федерации. После этого, в 1991-и году руководящий кабинет был распущен, господин Куранари занял единственный официальный пост, и федерация стала таковой не только по названию, но и в деле. Президентом на сегодняшний момент является Ясухиса Шиода.

17 июля 1994-го года, после 60-ти с лишним лет, посвящённых Айкидо, Шиода Годзо Соке скончался, оставив после себя системы Айкидо и международную организацию, которые цветут и развиваются по сей день.

   
  Санкт-Петербург, ул. Солдата Корзуна, д.40, МПК "СМЕНА"
тел. 8-(904)-332-80-80, 8-(981)-144-05-15
  Айкидошин © Copyright (2006 - 2011)

Rambler's Top100